Чернышевский Николай Гаврилович

Главная » Плеяда великих педагогов » Чернышевский Николай Гаврилович
 
Чернышевский Николай Гаврилович

Руководствовался антропологическим подходом к воспитанию, считая человека высшим созданием природы, формируемого под воздействием общественных, экономических, семейных факторов. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала Чернышевского: новый человек должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертву во имя общественного блага. Считал одним из ведущих свойств человека активность, а важным источником активности — потребность в ней. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, эстетических, умственных, трудовых и иных потребностей.

Задача воспитания: воспитание "нового человека" - борца за воплощение революционной идеи. Как и для Добролюбова, для Ч. важнейшим принципом воспитания было единство слова и дела. Особое значение придавал умственному образованию, в котором видел средство борьбы против социальной несправедливости. Рассматривал проблемы необходимости всестороннего и гармоничного развития личности, роли наследственности и среды в формировании человека, тесной связи образования и политики.

Образование "нового человека" призвано вооружить его разносторонними знаниями о природе и об обществе. Реализовать такой тип образования может только единая общеобразовательная школа, где бы преподавали родной язык, литературу, историю, современные иностранные языки, математику, географию, естествознание, физику. В единой общеобразовательной школе должно быть установлено равноправие ученика и учителя. Новый учитель должен использовать такие методы обучения, которые стимулируют развитие самостоятельности и самодеятельности. Речь учителя д.б. простой и понятной детям.

Добролюбов и Чернышевский много внимания уделяли проблеме детской книги, полагая, что любая книга, предназначенная для чтения детьми, должна оказывать положительное воспитывающее воздействие.

Важное место в социально-педагогических идеях Ч. и Д. занимала проблема женского воспитания и образования.