Фридрих Ницше

 
Фридрих Ницше

Специально занимался вопросами воспитания, оставив после себя сборник докладов "О будущем наших образовательных учереждениях".

Порок обычного образования видел в пренебрежении задачами нравственного воспитания, упрекал гимназии в излишней специализации, ведущей к снижению общей культуры. По мнению Ницше, именно цель определяет сущность образования. Цель - подготовка к деятельной, насыщенной творческой жизни в соответствии с идеалами великих людей и личными "чувственными интересами своего детства". Быть истинно образованным - значит жить высшими духовными интересами. Основа подлинной культурности - постоянное стремление к самосовершенствованию, глубокое недовольство собой. Умение освобождаться от всего, что мешает исполнять долг, следовать своей цели.

Воспитание "сверхчеловека" - сердцевина педагогической концепции Нищие.                  

Движущая сила учения, считал Ницше, заключается в пробуждении интереса. Однако учащихся нельзя перегружать знаниями, следует давать материал только то, что они могут принять как материал для осмысления и самосозидания. Необходимо учитывать бессознательные мотивы в поведении человека.

Живая связь обучения с жизнью.

В гуманитарных науках - обучение истории, литературе, родному и древним языкам. Ницше был убеждён, что для человека самое дорогое и нужное - другой человек. Ничто на свете не имеет столь глубокого образовательного значения, как изучение человека и его духовной жизни. Молодёжи надо дать возможность самой постигать жизненные законы, развивать стремление к самостоятельной, творческой деятельности. Ницше призывал активно пропагандировать образцы высокого искусства в школе, формировать у учащихся эстетические вкусы, развивать чувство образного, художественного постижения жизни. По его мнению, среди всех видов искусства наибольшим влиянием на человека обладает музыка,... театральное искусство...

Предлагает полностью освободить школу от религии как формы искаженного сознания.

Истинно научное воспитание будет учитывать три момента:

1. влияние наследственных факторов;

2. возможность саморазвития личности и, наконец,

3. такую её адаптацию, чтобы она не мешала раскрыть свою индивидуальность, но и не изолировала от общества.

Такое воспитание будет формировать цельную, автономную, свободную личность, наделенную устойчивыми социальными взглядами, нравственными убеждениями, развитым чувством ответственности.

Ницше советовал развивать силы ребёнка именно там, где самой природой заложены наибольшие возможности, т.е. строить педагогический процесс на прицепе природосообразности.

Настоящим воспитателем может стать лишь волевая, самобытная личность. Истинный воспитатель должен быть творцом новых отношений, новых ценностей... Однако влияния одного воспитателя недостаточно. Ученик должен хотеть и уметь быть учеником.