Хелен Паркхерст

Главная » Плеяда великих педагогов » Хелен Паркхерст
 
Хелен Паркхерст

Оригинальный тип экспериментального среднего учебного заведения был создан в 1920 г. Хелен Паркхерст в г. Дальтон, штат Массачусетс, США. Большую популярность в мире получила ее система индивидуализированного обучения – Дальтон-план. Философия образования, положенная в основу Дальтон-плана, базируется на двух пастулатах:

- индивидуальное развитие ребенка до максимально высокого уровня;

-преданность социуму.

Х. Паркхерст была убеждена в том, что ребенок – существо социальное и школа должна стать моделью общества, где дети должны научиться жить вместе с другими. Учебная деятельность при использовании Дальтон-плана предполагала индивидуальную работу учащихся по усвоению годового объема учебного материала, который разбивался на ежемесячные разделы, в свою очередь, подразделявшиеся на недельные и ежедневные. Предусматривалось детальное совместное планирование учебной нагрузки учениками и учителями в самом начале учебного года. В распоряжении  в выполнении учебной программы с методическими указаниями по их овладению. Учебники пособия, книги из школьной библиотеки, а также предметные кабинеты-лаборатории, в которых учащиеся могли бы получать консультации учителей – предметников при выполнении лабораторно-практических работ. Поэтому данный метод обучения назывался еще и «лабораторным». Для контроля продвижения учащихся в овладении учебным материалом учителям предполагалось иметь специальные учетные карточки на каждого ученика, в которых делались бы отметки по каждому разделу программы. Занятия гимнастикой, музыкой, домоводством игры проходили учениками совместно. Сущность своего метода Х. Паркхерст определяла так: практический лабораторный план – это метод педагогической реализации развития активности как учителя, так и ученика. Он дает умственную и моральную свободу, которая играет важную роль в жизни ребенка. Поэтому свобода – первое принципиальное обоснование дальтонского лабораторного плана. Свобода – это собственный темп ребенка в овладении материалом. После  самостоятельного выполнения учениками заданий в школе должны были организовываться собрания, конференции для обсуждения наиболее сложных вопросов учебных программ.