Иммануил Кант

 
Иммануил Кант

Помышляя прежде всего о самоопределение личности, особо занимался проблемой формирования высокого "Нравственного чувства" - совестливою голоса. Считал, что разумной жизни, личной свободы и спокойствия личность может добиться овладев "наукой о нравственности, долге и самообладании", которую приведет в соответствие с определёнными, сложившимися до него формами познания.

Труд "О педагогике". Основное воспитание - воспитание дисциплины, культуры, цивилизованности, нравственности, умственное воспитание - воспитание культуры и цивилизованности. Считал, что учение это труд (не приемлил игру в образовании). Необходимо приучить человека к труду, в том числе и умственному.

В нравственном воспитании выделял понятие "категорический императив" - поступай так, чтобы человечество как в твоем лице, так и в лице всякого другого человека никогда не служил только средствам, но также и целью, которая ценна сама по себе.

Каждому ребёнку надо прививать чувство собственного достоинства. Нужно учить детей ценить себя, а не мнения о нас других людей; внутреннюю ценность поступка и поведения, а не слова и порывы души; рассудок, а не чувство; радостность и благочестие, а не скорбное и запуганное умиление.

Пед. идеи Канта складывались под влиянием Руссо. Но в отличие от Руссо, отвергал мысль, будто культура и общество приносят преимущественное зло. Он подчеркивал соц. необходимость воспитания как способа выведения ребенка из животно-дикого состояния. "Человек может стать человеком, только через воспитание. Он то, что делает из него воспитание".