Конфуций

 
Конфуций

Важную роль на развитие мировой педагогической мысли оказал древнекитайский мыслитель Конфуций (в литературе часто именуется как Кун-Фу-Цзы – «учитель Кун») основатель древнекитайского философского учения конфуцианство, которое стало не только духовным стержнем китайской культуры, но и явилось официальной идеологией, в том числе в образовании и воспитания.

Классическим трудом, где отражены основные педагогические идеи и взгляды Конфуция, является трактат «Беседы и суждения» (Лунь). В начале нашей эры (начиная со II в. н. э.) трактат сделался обязательным для заучивания наизусть, а Конфуций стал почитаться наряду с предками, природой и Богом, наделяя его сверхъестественными качествами.

Конфуций происходил из семьи обедневших аристократов-чиновников и военных; долгое время зарабатывал средства к существованию преподаванием морали, языка, политики и литературы. Источником наших знаний об учении Конфуция являются записи его бесед и высказываний, сделанные учениками и последователями.

 В 523 г. до н. э. Конфуций создал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров», где прошло обучение до трех тысяч учеников. Методика преподавания строилась на диалогах учителя с учениками, причем к каждому применялся индивидуальный подход.

Конфуций одним из первых сформулировал идеал всестороннего, гармоничного развития личности, обладающей такими качествами,  как благородство и великодушие, почтительность, стремление к истине, правдивости, к постоянному самосовершенствованию.

В образовании преимущество было обдано нравственному началу. В своих размышлениях с учениками Конфуций указывает, что: «Учиться и не размышлять – напрасно тратить время, а размышлять не учась – опасно»; «Учиться необходимо без пресыщения». Конфуций одним из первых в педагогике предложил систему педагогических принципов, которые получили свое развитие в последующие исторические эпохи: «Питай почтение к последовательности»; «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца»; «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны»; «Учитель и ученик растут вместе» и т.д.

Воспитание и нравственное совершенствование личности были важнейшими факторами человеческого бытия и благополучия. Стабильность общества, согласно Конфуцию, также покоилась на воспитании. Наилучшим правителем в Древнем Китае считался тот, кто менее всего заметен, мудро направляет события в их естественное русло. Неслучайно, одним из самых страшных проклятий в древнекитайском обществе было «жить в эпоху великих перемен».