Ломоносов Михаил Васильевич
Сын помора, пришедший пешком в Москву. Скрыв крестьянское происхождение, поступает в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию, откуда переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу. С 1745 г. академик Петербургской академии наук. Вместе с И. Шуваловым был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. В составе университета было три факультета: юридический, философский и медицинский. При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев). Обучение велось в основном на русском языке. Ломоносов разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный фактический материал. Сделал ряд научных открытий: сформулировал закон сохранения материи, заложил основы физической химии. Создал ряд оптических приборов, описал строение Земли. Автор трудов по русской истории. Автор ряда учебников. Его «Российская грамматика» в течение 50 лет считалась лучшим руководством для общеобразовательной школы. Главную роль в осуществлении просветительских замыслов отводил Академии наук, важнейшим направлением деятельности которой считал создание условий для воспитания отечественных ученых. Цель просвещения - научное образование человека, которое приводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. Развивать нужно не только разум, но и ум, направленный на творчество. Отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. Для дворян создаются особые военные школы - кадетские корпуса, в которых дворянские дети готовились к военной службе в офицерских чинах. Также они получали широкое общее образование и светское воспитание. Для детей духовенства организуются духовные школы, для солдатских детей - гарнизонные школы. В 1755 организовал Московский университет в составе трех факультетов: юридический, философский, медицинский. При университете открыл две гимназии: одна для дворян, другая для разных чинов (кроме крепостных). В гимназии изучали: латинский, русский, арифметику, геометрию, географию. Преподавание вели наиболее способные студенты, языком преподавания был русский. Для более полного усвоения материала Л. считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных заданий для самостоятельной работы. Раз в полгода для старших школьников проводились различные упражнения, когда гимназисты произносили речи собственного сочинения. Ведущие дидактические принципы: посильность, развивающее обучение. В основе обучения должен лежать познавательный интерес, вызывающий творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах исследовательских интересов. В 1779 при университете была открыта первая учительская семинария. |