Новгородова Лидия Павловна

Главная » Лучшие педагоги России » Новгородова Лидия Павловна
 
Новгородова Лидия Павловна
Лидия Павловна родилась   2 августа 1939  в Якутская АССР, Намский район, село Хамагатта.
Есть артисты, имена которых олицетворяют становление исполнительского творчества республики. Среди них видное место принадлежит первой профессиональной арфистке народа Саха Лидии Павловне Новгородовой, заслуженной артистке Республики Саха (Якутия), профессору Высшей школы музыки.
 
Арфа, привезенная Л.Новгородовой в далеком в 1965 году из Ленинграда, была первой в музыкальной истории Якутии и, соответственно, 2010 год для легендарной артистки юбилейный – исполняется 45 лет творческой деятельности.
Лидия Павловна дебютировала в опере П.Чайковского «Евгений Онегин» под управлением Г.Кривошапко. За годы артистической карьеры Лидия Павловна сыграла в более 30 спектаклях – балет «Чурумчуку» в постановке Ж.Батуева; «Русалка» Даргомыжского; «Жизель» Адана; «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» Чайковского; «Бахчисарайский фонтан» Асафьева; «Тысяча и одна ночь» Амирова и во множестве других спектаклей.
 
С приездом Новгородовой арфа зазвучала и как сольный инструмент. Для публики арфа открыла такие произведения, как «Раймонда» Глазунова; «Вариации на тему Моцарта» Глинки; «Танцовщица Лолита» Турнье; «Фонтан» Цабеля; «Лючия ди Ламмермур» Доницетти-Цабеля; «Элегию памяти Глинки» Эрдели и множество других шедевров арфовой музыки. Стремясь возможно шире пропагандировать арфу, Лидия Павловна участвовала в многочисленных концертах, выступала не только в Якутске, но и в районных клубах.
 
Новгородова Л.П. уделяет также много внимания ансамблям с участием арфы, выступая вместе с выдающимися певцами и инструменталистами: с флейтистом Дондоком Тарбаевым, с которым записаны концерты Гайдна и Моцарта для флейты и арфы; с ведущим концертмейстером группы скрипок Ларисой Габышевой исполнила «Фантазию для скрипки и арфы» Сен-Санса, с виолончелисткой Татьяной Шишикиной «Лебедя» Сен-Санса. Из певцов – Анегина Ильина, Мария Николаева, Нина Чигирева, Альбина Борисова.
 
Однако исполнительством не исчерпывается круг интересов Лидии Павловны. Столь же важно и ее педагогическая деятельность. Сколько потребовалось энергии, самоотверженности, любви к искусству, чтобы открыть первый в музыкальной истории Якутии арфовый класс в Высшей школе музыки. Важнейшей задачей педагога Лидия Павловна считает воспитание в учениках основной цели – научиться раскрывать художественный замысел исполняемых произведений и средствами музыкально-исполнительского мастерства доносить его до слушателей.
 
Лидия Павловна скрупулезно работает над звуком, над всеми нюансами динамических красок, превращая пресловутый щипковый инструмент в поющий, а это не просто, ведь у арфы 46 струн и семь педалей. Уроки, замечания о работе не носят общего, абстрактного характера. Они очень конкретны и многократно проверены и подтверждены результатами ее педагогической деятельности. И в добавление к ним – желание и умение всегда учиться, открывать для себя новое не покидает Новгородову. Общение с коллегами в Москве, Суздале, Санкт-Петербурге на конкурсах и фестивалях обогащают ее педагогический опыт, расширил круг общения с арфистами России, Америки, Швейцарии, Японии. Ныне Лидия Павловна представляет интересы арфовой школы Якутии за пределами республики, член Российской ассоциации педагогов-арфистов, неизменный участник конкурсных жюри, чье мнение высоко ценится ее коллегами.
Основа такого авторитета проста – выступление учениц Новгородовой Л.П. показал, что подготовка арфистов в настоящее время стоит на высоком уровне (список лауреатов и дипломантов прилагается).
 
Выпускники Лидии Павловны успешно учатся в ВУЗах страны и аспирантуре, работают в симфоническом оркестре Театра оперы и балета республики, достойно выступают и на мировой концертной арене.