ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Главная » История Педагогики » ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ 

XVII столетие это время интенсивных поисков и решений многих педагогический проблем. В XVII в. интенсивно разрабатывались учения о теле человека как механической системе, не нуждающейся в душе, о сознании как способности человека, позволяющей ему посредством самонаблюдения получать достоверные знания о своих внутренних состояниях, о страстях как от природы присущих человеческому телу регуляторов поведения, о соотношении  физиологического и психического.

Анализируя британскую педагогическую традицию в середине XIX столетия, К.Д. Ушинский выделял в английском воспитании такие черты, которые, несомненно, восходят к концепции Локка: «Главное в английском воспитании, - писал великий русский педагог, - это характер, привычка владеть собой, отличающая всякого истинного джентльмена. На образование и укрепление характера обращено главное внимание английского воспитания… Английское воспитание так увлеклось полезным в развитии детского характера, что часто пренебрегает тем, что в нем есть прекрасного».

Эпоха Просвещения, уже одним своим названием свидетельствующая о приоритетности педагогической проблематики в западноевропейском сознании XVIII в., о напряженном внимании к вопросам образования в общественно-государственной деятельности, придала законченное выражение многим тенденциям, ясно обозначившимся в предшествующем столетии. Именно в это время в теоретическом разуме особенно интенсивно разрабатывалась идея, утверждавшая возможность рациональной организации социальных отношений, переустройства общественной жизни на разумных началах.

В рядах этого течения была блестящая плеяда выдающихся мыслителей, писателей, ученых. В XVIII в. появилось множество словарей по различным областям наук, среди них «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» французского философа материалиста Дени Дидро. В ней впервые объяснялись такие понятия как депутат, деспотия, конституция, привилегия и др. Энциклопедию стали читать все слои тогдашнего общества, она оказала существенное влияние на приближение буржуазной французской революции.

Крупнейшие представители французского Просвещения: Франсуа Вольтер (1694 – 1778), Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755), Клод Анри Гельвеций, Дени Дидро, Этьен Кондильяк (1715 – 1780) и др. активно боролись за политическую свободу и социальный прогресс, установление нового порядка, основанного на «естественном равенстве людей» и широком распространении знаний. Они резко критиковали существующую форму правления, церковь и мораль, мечтали о создании идеального общества, в котором бы не было угнетения и насилия. Эта критика превратила французских просветителей в идеологов буржуазной революции. Основным же средством установления справедливого порядка и преобразования общества деятели французского Просвещения считали воспитание и просвещение.  

Споры, которые мыслители эпохи Просвещения вели вокруг способов постановки и решения педагогических проблем, во многом были связаны с различными взглядами на природу человека, получившими распространение в то время. С одной стороны, обозначался общественный полюс «второй искусственной природы», даваемый человеку не от рождения, а возникающий в результате его общественной жизни, которая в идеале должна быть организована на основе разумного договора. С другой – обозначался «индивидуальный полюс природности», абсолютно естественный, как бы даваемый людям от рождения их телесной и психической организацией, которые, впрочем, должны быть развиты и реализованы.