Дени Дидро
Стоял на позициях материалистического сенсуализма. Считал источником знания - ощущения, но не сводил к ним сложный процесс познания. а признавал его второй ступенью: переработка ощущений разумом. Связывал возможность переустройства общества с совершенствованием просвещения, правильным воспитанием. Свои мысли о воспитании он изложил в произведении "Систематическое опровержение книги Гелъвеция "О человеке ". Дидро отвергал утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствия у людей индивидуальных природных различий. Признавая, однако, что при помощи воспитания можно многого добиться. Дидро отмечал значение для формирования человека его физической организации, его анатомо-физиологических особенностей. По его мнению, умственные операции зависят от определенного состояния и организации мозга. "Люди имеют разные природные задатки и особенности". Природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают их природные задатки к развитию, но их проявление целиком зависит от общественных причин, в том числе и от воспитания. Воспитание будет эффективным, если оно будет стремиться развивать присущие ребенку от природы положительные задатки и заглушать дурные. Он прелагал изъять школы из ведения церкви и передать их в руки государства. Дидро был против засилья классического образования в школах и на первый план выдвигал естественные и гуманитарные науки. Дидро выступал против сословного воспитания. Признавал роль воспитания в становлении личности. "Если предоставить сыну расти, как растет трава, то когда этот маленький дикарь вырастет к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины". В работе "План университета для российского правительства" представлены важные педагогические вопросы. Дидро был убежден, что гений, талант скорее выйдет из хижины, чем из дворцов. Он советовал концентрировать обучение в каждом учебном году по определенному разделу программы: механике, анатомии и т.д. Параллельно предусматривалось три блока образования: философия, мораль, история, география; рисование, архитектура; музыка, фехтование, танцы, верховая езда, плавание. Дени Дидро требовал, чтобы учитель глубоко знал предмет, был скромным, честным, обладал высокими нравственными качествами. Предлагал создать учителю хорошие материальные условия, позаботиться о нем, в случае болезни и инвалидности. |