Гнесин Михаил Фабианович

Главная » Плеяда великих педагогов » Гнесин Михаил Фабианович
 
Гнесин Михаил Фабианович

Михаил Фабианович Гнесин учился в 1901–1909 в Петербургской консерватории у Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Лядова, А.К.Глазунова. С 1923 преподавал композицию в Училище имени Гнесиных, с 1925 – в Московской консерватории; в 1935–1944 работал в Ленинградской консерватории; в 1944–1951 заведовал кафедрой композиции в Институте имени Гнесиных. Был очень авторитетным педагогом (среди его учеников – А.И.Хачатурян, Т.Н.Хренников), автором новой методики обучения композиторов, изложенной в книге Начальный курс практической композиции (1941); до сих пор сохраняет значение его книга Мысли и воспоминания о Н.А.Римском-Корсакове (1956).

Раннее творчество Гнесина было связано с новаторскими течениями в русском искусстве начала 20 в. – поэзией символизма (вокальные циклы на стихи Бальмонта, Блока, Иванова) и театром (музыка к постановкам античных трагедий и разработанная Гнесиным в этой связи система ритмического чтения); известностью пользовался также его Симфонический дифирамб памяти М.А.Врубеля. Кроме того, Гнесин был одним из деятелей еврейского музыкального движения (в частности, совершил несколько поездок в Палестину и в начале 1920-х годов создал оперу Юность Авраама) и изучал еврейский фольклор (впоследствии также фольклор многих других народов).

На протяжении нескольких десятков лет семья Гнесиных играла важную роль в музыкально-художественной жизни Москвы; в учебных заведениях Гнесиных преподавали многие известные музыканты и получили образование многие выдающиеся исполнители, композиторы, теоретики. Нередко в трудные исторические моменты в стенах школ, училища, института находили приют крупные педагоги, уволенные из других учреждений (один из ярких примеров – пианистка М.В.Юдина). Общая педагогическая методика Гнесиных была основана на классических принципах русской музыкальной педагогики; в частности, примечательной чертой всех учреждений было сохранение памяти о музыкантах, покинувших Россию после событий 1917: в педагогическом репертуаре всегда были широко представлены сочинения Рахманинова, Метнера, Гречанинова и других.