Клод Анри Гельвеций

Главная » Плеяда великих педагогов » Клод Анри Гельвеций
 
Клод Анри Гельвеций

К. Гельвеций прославился работой "Об уме", которая вышла в 1758 году. Она была запрещена и приговорена к сожжению. Еще более обстоятельно он развил свои идеи в книге "О человеке ", раскрыв процесс развития умственных способностей человека. Эту книгу, написанную в 1769 году, Гельвеций завещал опубликовать только после его смерти. Она вышла в свет в 1773 году.

В своих работах К.Гельвеций раскрыл факторы формирования человека. Как сенсуалист он утверждал, что все понятия и представления у человека образуются на основе чувственного восприятия - сводил мышление к способности ощущать. Важнейший фактор формирования человека -влияние среды. Человек - продукт общественный среды и воспитания. Полагал, что мнения правят миром. Воспитание является средством переустройства мира. Основываясь на этом, К. Гельвеций сформулировал цель воспитания: стремление к благу всего общества в согласовании каждого личного интереса человека с благом нации - воспитание общественного деятеля. К. Гельвеций требовал вырвать общественное воспитание из рук духовенства и сделать его светским. Он прелагал покончить с засильем в школах латыни и вооружать детей реальными знаниями: естественнонаучные предметы, родной язык, история, мораль, политика, поэзия. Резко осуждая схоластические методы, Гельвеций требовал, чтобы обучение было наглядным и строилось на личном опыте ребенка. Учебный материал должен быть простым и понятным учащимся.

Гельвеций признавал право всех людей на образование. Он считал, что все люди от природы обладают равными способностями и возможностями к развитию. Он отвергал мнение о неравенстве умственного развития людей, обусловленного их социальным происхождением, национальной или расовой принадлежностью. Гельвеций доказывал преимущество общественного воспитания перед семейным. Настаивая на том, чтобы учителя были людьми просвещенными, считал необходимым улучшать их материальное положение. Ребенок, по мнению Гельвеция не рождается злым или добрым, тем или иным его делает общественная среда и воспитание. В трактате " О человеке" он называет ребенка "материалом для лепки" задуманного воспитателем. Призывал строить образование на идеях демократизма, посредством индивидуализации обучения. Людям, обладающим различиями в интеллекте необходимо и различное образование. В воспитании преследуется социальная ориентация.