Мишель Эйкем де Монтень
Родился и рос в богатой просвещенной купеческой семье. Получил блестящее образование, много путешествовал. Был советником Бордосского парламента, затем стал мэром города Бордо. Книгой, прославившей Монтеня, стали знаменитые «Опыты» (1580). Это трехтомный труд, где в жанре непринужденных эссе сформулированы глубокие философские и нравственные идеи о человеке. Автор «Опытов» выступил против самоуверенной схоластической учености. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это «настоящая тюрьма», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей. Основным пороком существовавшей в его время школы он видел в игнорировании задачи развития мысли учащихся, господстве вербализма, бессмысленном буквоедстве, запоминании слов вместо изучения сущности вещей. «Знать наизусть – еще не значит знать», - писал философ. Монтень сомневался в достоверности человеческих знаний, настаивал на их зыбкости и относительности. Он полагал, что познание осуществляется через чувства, поэтому отводил важную роль опыту. «Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться», - считал М. Монтень. Философ был убежден, что один и тот же человек изменяется в течение жизни, и нельзя подходить с одной и той же меркой к разным людям, потому что каждый человек индивидуален. Монтень видел в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а особое природное индивидуальное существо. По его суждению, ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений. Считал, что образование должно, прежде всего, развивать ум учащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам. Огромное значение придавал воспитанию гражданских чувств, пробуждая в ребенке желание, быть верноподданным и беззаветно преданным слугой своего Отечества. Выступал против жестокости средневековой школы. Выдвигал принцип свободы совести и религиозной терпимости. Негодовал по поводу навязывания религиозных взглядов силой. По его мнению, религией люди пользуются для удовлетворения своих самых низменных страстей. В главе «О педантизме» Монтень выступил суровым критиком не только схоластов, сколько учителей новых гуманистических школ. Он обвинял их в том, что они превращают изучение древних языков и культурного наследия античности в самоцель, не стремятся придать обучению воспитывающий характер, связать образование с жизнью. В своих педагогических размышлениях Монтень критиковал зарождающуюся новую школу, выступая не с консервативных позиций, а, стремясь раскрыть таящиеся в ней опасности, исходя из природы человека. |