Пирогов Николай Иванович
Свое педагогическое кредо выразил в статье «Вопросы лсизни» (1856). Взяв за основу идеи Ж. -Ж. Руссо, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности с широким интеллектуальный кругозором. Считал необходимым перестройку всей системы образования на основе принципов гуманизма и демократизма, на основе научного подхода и учитывая преемственность всех ступеней образования. Задачи обучения считал подчиненными воспитанию и нравственному развитию личности. Рассматривал телесные наказания как средства, унижающие детей. Главным действующим лицом в реформированной образовательной системе, по мнению Н. И. Пирогова, должен был стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка. Н. И. Пирогов разработал проект школьной системы, выступал за расширение женского образования, так как именно женщина является первой воспитательницей юного поколения. Основное место в педагогическом наследии занимают вопросы самопознания личности посредством воспитания. Считал, что каждой личности свойственна постоянная борьба внутренней (биологической) и внешней (общечеловеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке - это воспитание. В статье "Вопросы жизни" пропагандировал идеи общечеловеческого воспитания. Выступал против ранней специализации в обучении детей. Цель воспитания: подготовка к жизни высоконравственного человека с высоким интеллектуальным кругозором, в том числе имея ввиду и женское образование. Телесное наказание - средство, унижающее ребенка. Вся система образования должна быть построена на основе принципа единства. Базой единой системы образования должна быть 2-х летняя начальная школа. После нее классическая или реальная прогимназии (срок обучения 4 года), затем классическая гимназия (срок 5 лет) или реальная гимназия со сроком 3 года. Завершающей ступенью образования должен стать либо университет, право поступления в который получают только выпускники классической гимназии, либо специальный ВУЗ, право поступления в который получают как выпускники классических гимназий, так в основном выпускники реальных гимназий. Основные дидактические принципы: осмысленность обучения, активность и наглядность. |