Станиславский Константин Сергеевич
Родился 17 января (5 января по старому стилю) 1863 года в Москве, в известной купеческой семье Алексеевых, которые были в родстве с Третьяковыми и Мамонтовыми. Мать - француженка, бабушка по материнской линии - актриса, известная в своё время в Париже. В 1877 году Станиславский впервые выступил на домашней сцене. Образование будущий актёр и режиссёр получил в Лазаревском институте восточных языков, который окончил в 1881 году. Участвуя в любительских спектаклях, он готовился к оперной карьере и учился пению у Комиссаржевского, вместе с которым в 1888 году основал в Москве «Общество искусства и литературы». Вскоре он стал режиссёром спектаклей, устраивавшихся этим обществом. В 1898 году вместе с драматургом В.И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный Театр (МХТ). Артисты, вошедшие в состав театра, принадлежали как к числу любителей, уже работавших под руководством Станиславского, так и к числу учеников Немировича-Данченко. Новый театр открылся пьесой А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Первые два года успех театра был средним. Новая эпоха для театра началась в 1900 году, после того как вся труппа побывала в Севастополе и Ялте, познакомив со своими постановками А.П. Чехова. Сотрудничество театра с Чеховым и М. Горьким определило дальнейший его характер и судьбу. Успех театра в Германии и Австрии превзошёл все ожидания: немецкая печать ставила артистов театра на высоту «первого ансамбля в Европе», восхваляла руководителя театра, В.И. Немировича-Данченко, и талант его режиссёра, К.С. Станиславского. С 1900-х годов XIX века Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актёра, впоследствии ставшее известным как «система Станиславского». В 1912 году он совместно с Л.А. Сулержицким организовал при МХТ 1-ю Студию, в которой преподавал по своей системе. В 1918 году Станиславский возглавил Оперную студию Большого театра, позднее ставшую Оперным театром имени К.С. Станиславского (впоследствии Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). В 1922 - 1923 гг. Станиславский выезжает вместе с труппой Московского художественного театра на гастроли в США. Несколько актёров решили не возвращаться в СССР, остались за границей, став активными пропагандистами «метода Станиславского» в Европе и Америке. Во время пребывания в США Станиславский получил заказ на книгу о своей школе, результатом чего стала рукопись «Моя жизнь в искусстве», впервые напечатанная в США и лишь позднее опубликованная в СССР. Умер Константин Сергеевич Станиславский 7 августа 1938 в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Роли в театре: Тригорин («Чайка» А.П. Чехова; 1898), Барон («Скупой рыцарь» А.С. Пушкина), Ананий Яковлев («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанд («Коварство и любовь» Шиллера), доктор Штокман («Доктор Штокман» «Враг народа» Ибсена), Сатин («На дне» М. Горького; 1902), Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова), Вершинин («Три сестры» А.П. Чехова; 1901), Гаев («Вишнёвый сад» А.П. Чехова; 1904), Фамусов («Горе от ума» Грибоедова), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Арган («Мнимый больной» Мольера). Режиссёрские работы (большинство совместно с Немировичем-Данченко): «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого (1891), «Потонувший колокол» Гауптмана (1898), «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого (1898), «Чайка» А.П. Чехова (1898), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (1899), «Три сестры» А.П. Чехова (1901), «Мещане» М. Горького (1902), «На дне» М. Горького (1902), «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (1904), «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Драма жизни» Гамсуна (1907), «Жизнь человека» Андреева (1907), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908, совместно с Л.А. Сулержицким и И.М. Москвиным), «Месяц в деревне» Тургенева (1909, совместно с И.М. Москвиным), «Где тонко, там и рвется» Тургенева (1912), «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (1914), «Село Степанчиково» Ф.М. Достоевского (1917), «Горячее сердце» А.Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927), «Мёртвые души» Н.В. Гоголя (1932), «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (1933). Сочинения: «Моя жизнь в искусстве», «Работа актёра над собой». |