Венцель Константин Николаевич
Отвергая старую школу, настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития. Организовал Дом свободного ребенка (1906-1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Автор одной из первых в мире «Декларации прав ребенка» (1917). Представитель свободного воспитания. Самый известный последователь Толстого. Самое главное в воспитании - воспитание нравственной личности, развить у каждого ребенка самостоятельное системное мышление. "Дом свободного ребёнка" в Москве просуществовал три года. Обучали детей, чьи родители могли платить. Развивали творческие способности, в основе лежала свобода. Ребёнок должен стать в центре воспитания и образования. В этом учереждении не было учебного плана, программ, классно-урочной системы. Обучались дети от трех до 13 лет, которые объединялись в зависимости от возраста и интересов в свободные группы. Постоянных учителей нет, их заменяют родители. Дети и родители составляют своеобразное объединение - "Дом свободного ребенка", куда дети приходят поиграть, побеседовать со взрослыми, и таким путем приобрести некоторые знания и навыки. Систематическое учение отсутствует. Центром занятий являются мастерские с разнообразными видами ручного детского труда. Таким образом Вентцель отрицает всякую школьную организацию. Сформулировал ряд принципов, один из которых - принцип самоценности детства, который исходил из огромной роли детства в жизни человека. Весь учебно-воспитательный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал: с одной стороны, что соц. среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его. Самой важной и трудной областью воспитания считал нравственное, цель которого пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания видел в воспитании воли, потому что ребенок должен научиться не только сознательно ставить цели, но и достигать их. Особое внимание уделял производительному, творческому труду, как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка. |