Януш Корчак
Родился 22 июля 1878 года в Варшаве в семье юриста. Мальчику не исполнилось двенадцати лет, когда, внезапно обанкротившись, заболел и умер его отец. Генрик, продолжая учиться в гимназии, становится гувернёром в богатых домах. Владел польским, еврейским и русским языками. Он хорошо знал немецкий и французский. В 1898 году Корчак оканчивает русскую гимназию и становится студентом медицинского факультета Варшавского университета. С первого курса под псевдонимом Януш Корчак начинает активную журналистскую деятельность. Как многократно подчеркивал сам Корчак, его литературный талант сформировала великая русская литература 19 века, особенно творчество Чехова. В 1904 году Корчак заканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в детской больнице Варшавы. В том же году участвует в русско-японской войне в качестве врача полевого госпиталя. По возвращению с войны снова работает в одной из детских клиник. В 1905 году выходит первая повесть Корчака «Дитя Гостиной», принёсшая ему известность. Кроме того, работая в детской клинике, он на протяжении семи лет лечит не только тела, но и души детей, делает всё возможное, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли. Больных детей он воспринимает, как самый «обездоленный и распятый класс». Он попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых. Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. А главной поддержкой и радостью становится для него доверие детей. Начало начал Корчак видит в кардинальном преобразовании детского воспитания и провозглашает: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание». Педагогический талант Корчака проявляется в организации детских лагерей, где он помогает детям строить своё государство, в котором все равны. В 1907 и 1908 гг. Корчак работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют сироты и дети из малоимущих еврейских семей. В 1912 году становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни. Во время Первой мировой войны Корчак – ординатор полевого госпиталя русской армии. Весной 1917 года откомандирован для работы врачом в польских и украинских детских приютах. Год он живет в Киеве, где знакомится с польской общественницей Марией Фальской, а после войны они вместе организует варшавский детский приют «Наш Дом». В военные годы зарождается одна из главных его педагогических книг «Как любить ребёнка» (1918), ставшая жизненным кредо автора. «Детей нет – есть люди, – утверждал Корчак. – Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Он решительно выступал за пересмотр методологии воспитания. «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о ребёнке, а не о человеке… В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение… В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта». В 1918 году Корчак возвращается в Варшаву. Он преподает в Институте специальной педагогики и Свободном польском университете. Работая на польском радио, он становится советчиком для десятков тысяч слушателей. Стержень системы воспитания по Корчаку – это долгий процесс пробуждения и развития в ребёнке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Корчак создаёт в «Доме Сирот» выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Товарищеский суд в девяносто пяти случаях из ста выносил оправдательные приговоры. Понять и простить – вот лейтмотив детского суда. Этот суд рассматривал и поступки самого Корчака: «Когда необоснованно заподозрил девочку в краже. Когда сгоряча оскорбил судью. Когда, не сдержавшись, выставил расшалившегося мальчишку из спальни». Корчак создал «Малый Пшеглёнд», печатную газету, выпускаемую самими детьми. Помимо газеты, он мечтал, чтобы для детей было создано столько же театров, сколько и для взрослых. И столько же концертных залов и галерей с произведениями детей-художников. Когда началась Вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими подопечными. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили бывшие воспитанники. Он возвращается в «Дом Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Положение детей там с каждым днём ухудшалось. Множество людей пытается уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказывается. 5 августа 1942 года детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошёл в газовую камеру. Помимо работы с детьми, Корчак успел воплотить свой опыт в книги: «Школа жизни» (1907–1908), «Слава» (1913), «Исповедь мотылька» (1914), «Роковая неделя» (1914), «Воспитательные моменты» (1919), «О школьной газете» (1921), «Банкротство юного Джека» (1924), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Право ребёнка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Л. Пастера» (1938), «Шутливая педагогика» (1939). Особое место среди книг Корчака занимает дилогия «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на безлюдном острове» (1923). |